Организация театральных постановок в Афинах
Театральные постановки проводились в Афинах на празднествах в честь бога Диониса: Малых или Сельских Дионисиях, Ленеях, Анфестериях и Великих Дионисиях. Впервые театральные постановки начали ставиться на Ленеях: примерно, с 500 года – трагедии, с 472 года – комедии. Но в Классическую эпоху главными стали постановки на Великих Дионисиях, трагические и комические состязания на которых зафиксированы с 472 года.
Драматурги передавали свои пьесы, которые должны были быть новыми, на рассмотрение архонту-эпониму, одному из ежегодно избираемой коллегии архонтов, высших должностных лиц. На сцене ставились только новые трагедии и комедии. Исключение в V веке было сделано для трагедий Эсхила. В IV веке постановки старых трагедий стали регулярными.
Помощником драматурга был первый актер (протагонист). Со временем протагонисты стали самостоятельными фигурами во время подготовки состязаний. С середины V века они тоже заявляли о своем желании поучаствовать в постановке пьесы первому архонту, который проводил их отбор. Затем по жеребьевке протагонистов распределяли между драматургами. Первый актер искал и приглашал к участию в трагедии двух других.
В Афинах Классической эпохи ряд дорогостоящих повинностей, называвшихся литургиями, возлагался на наиболее состоятельных граждан. Одной из литургий была хорегия – подготовка театрального представления. В Классическую эпоху хорег был человеком, который организовывал и оплачивал постановку драматической тетралогии. Один хорег отвечал за подготовку постановки пьес одного драматурга и соперничал с другими по роскоши в постановке пьес. Единственной наградой хорегу, чей драматург одерживал победу, было то, что его объявляли хорегом-победителем и то, что он мог еще сделать памятную надпись о своей победе.
Хорег должен был набрать хор и актеров и предоставить им плату, снабдить пищей, которая усиливала голос, и реквизитом – костюмами, масками, венками. Он должен был оплачивать репетиции и снимать для них помещение.
После завершения драматических состязаний хорег посвящал богам театральные костюмы и маски своей постановки. Он мог также посвятить в храм Диониса картину или рельеф с изображением сцены из трагедии.
Исполнение этой литургии было дорогим, но престижным. Многие видные афинские политики, такие как Фемистокл, Перикл или Никий, брали на себя бремя хорегии, стараясь добиться популярность у сограждан.
В конце V века для облегчения финансового бремени этой литургии стало допускаться совместная хорегия двух граждан. К концу IV века литургия хорегии вышла из употребления. Устройством театральных состязаний стали заниматься агонофеты. Агонофета избирали на год, и в конце он давал отчет о своей деятельности. Основные средства для устройства драматических представлений он получал от государства, но, вероятно, должен был вносить и собственные.
На Великих Дионисиях ежегодно состязались три драматурга-трагика, каждый из которых ставил четыре драмы, объединенные в тетралогию, и три драматурга-комика, каждый из которых ставил одну комедию.
Великие Дионисии проходили весной. В первый день торжественная процессия выносила из храма Диониса статую бога и несла в рощу Академа, где проходило состязание хоров мальчиков. Затем статую относили в театр у подножия Акрополя. Следующие два дня около жертвенника Диониса шли состязаний хоров. Наконец, на четвертый день приходило время пьес. Произведения афинских драматургов оценивали судьи, которых избирали из числа афинских граждан. После решения судей победители выходили на орхестру, архонт-эпоним надевал им на головы венки из плюща. На следующий день созывалось Народное собрание, где подводили итог Дионисиям. Оно официально завершало празднества.
Интересуетесь историей и культурой Афин? Читайте все статьи!