Антисфен — космополит из Афин
В толпе, обступившей Сократа, пьющего из кубка настой цикуты, был его зрелый ученик и друг Антисфен.
Сын афинского гражданина и невольницы из Финикии был незаконнорожденным нофом, что создавало определенные трудности с правами в Афинах. Увлекшись философией, он поначалу был слушателем софиста Горгия. Впечатленный беседами мудрецов, он пытался сам подвизаться на этом поприще, проявив себя талантливым софистом.
После знакомства с Сократом Антисфен стал его последователем. Мысли Сократа настолько увлекли пожилого Антисфена, что он ежедневно проходил несколько километров от Пирея, чтобы послушать учителя. Трагическая смерть Сократа подвигла на открытие своей школы. Туда он набирал по преимуществу неполноправных нофов как он сам и других низов общества. Питомцы Ликея и Академии презрительно называли учеников гимнасии Антисфена киносаргами.
Идеи этой школы вскоре вышли за стены Киносарга и триумфально прошли по всей Элладе, увлекая за собой всех бесправных и униженных. Вновь сформированные взгляды Антисфена кардинально разошлись с недавними софистическими и сократическими воззрениями. Критика Горгия и Платона, конфронтация с гедонистами воплотились в неприязнь высшего афинского общества.
Однако Антисфен бескомпромиссно оставался последовательным киником, пренебрегая нормами общественной морали, отказываясь от достатка, медных труб и любых других удовольствий. Ярким учеником и последователем Антисфена был Диоген Синопский. Если учитель ограничивался теоретическим обоснованием кинизма, то ученик Диоген вел жизнь странника.
Образ киника был описан Антисфеном: посох в руках закутанного в куцый плащ на голом торсе, с бродяжьей котомкой через плечо. Однако сутью труда Антисфена была разработка теории. Главную задачу философии он видел в постижении душевного мира человека. Идеалом Антисфена был добродетельный аскет, ставящий личные интересы, выше государственных. Больше того, Антисфен, а за ним и Диоген признали себя «гражданами мира», не отдельного полиса, то есть были первыми «космополитами».
Являясь крупнейшей фигурой античной философской мысли, Антисфен в современной науке явно недооценен. Когда рабовладельческий строй зашел в очередной тупик, он сумел сформулировать теоретические принципы народной оппозиции. Они были заключены в примитивный материализм и нормы практической морали для низов древнегреческого общества.
В отношении политики он был весьма своеобразен, отрицая правовые нормы и общественные условности, Антисфен предлагал искать образцы поведения и социального бытия у животных. Плодовитый теоретик написал свыше семидесяти теоретических трудов. Только вот до нынешних времен сохранилась пара текстов периода софистических взглядов и несколько других отрывков.