Афины под властью турок
В борьбу за афинский престол, заполнившую годы после смерти Нерио (1304 год), все чаще вмешивались венецианцы и вплотную приблизившиеся к герцогству турки, которым Афины платили дань. Последний Аччайоли был воспитанником султанского гарема. Однако туркам, новым хозяевам европейского Востока и азиатского Запада, этого было уже мало.
В 1456 году, через три года после падения Константинополя, в Аттике был голод, на небе – комета, а фессалийский паша Омар по приказу Мехмеда Завоевателя «освободил» Афины от латинского владычества, и потрясенные горожане впервые услышали клич муэдзина с колонн Парфенона. Вскоре довольно значительное число турок поселилось на Акрополе (центр греческого города приходился на нынешний район Монастираки). За неимением политической администрации в Афинах заправляли дисдар (военный комендант Акрополя) и субаши (заведующий водой). Новые власти зажили, по традиции, в Пропилеях, а в Эрехтейоне устроили гарем. Если бы не дополнительные налоги, которыми облагались неверные, и жертвы новому Минотавру в виде периодического сбора христианских мальчиков в янычарские корпуса и девочек в султанские гаремы, отношения афинских турок и греков, пожалуй, даже можно было бы назвать гармоничными. Многие греческие семьи перешли в ислам.
Население Афин не исчерпывалось греками и турками. С конца XIV века в пустеющую Аттику стали перебираться многолюдными кланами грубые и воинственные албанские горцы (греки называли их арванитами). Уже к XVI веку албанской стала вся сельская Аттика (деревенские жители до середины XX века говорили на своем, непонятном грекам языке), образовалась и значительная община арванитов в городских стенах – там, где сейчас Плака. А еще в Афинах было чернокожее население – турки привезли прислужников-эфиопов, которые поселились слободой возле нынешней площади Ависсиниас (Абиссинии) и Анафиотики. В пестрых Афинах XVI-XVII веков православные греки среди турок, албанцев, отуреченных соотечественников и мавров едва ли составляли большинство.
В XVII столетии Афины были объявлены собственностью султанского гарема в Стамбуле, а их формальным главой стал шеф гарема, «хранитель райской двери». С этих пор начальник Греции – халкидский паша – не имел права даже ступать на землю Аттики, а редкие приказы в самоуправляемый советом турецких, греческих и албанских старейшин город приходили из самого Стамбула. Европейцы же продолжали видеть в Афинах их благородный классический прообраз. С наступлением Ренессанса и Просвещения поток европейских искателей впечатлений и античных предметов возрастал. Неискушенные греки с удовольствием помогали туристам откапывать древности и грузить их на корабли. В 1687 году венецианский генерал Морозини осадил Акрополь, и простоявший до этого больше двух тысячелетий Парфенон, в крепких стенах которого турки устроили пороховой склад, взлетел на воздух от метко пущенного ядра.
XVII век стал для афинян последним столетием шаткого межнационального и межрелигиозного мира. За попытками просвещения последовал национальный ренессанс. С помощью европейцев греки перестали называть себя христианами и ромеями и вспомнили, что они эллины. Сама же империя дряхлела и осыпалась, чему усиленно помогали великие европейские державы – Россия, Австрия, Англия, Франция. Местные паши и воеводы тем временем превратили относительно приемлемое некогда турецкое господство в невыносимое иго.